Любовь и музыка – два чуда в нашей жизни. Ничто не трогает душу человека так сильно, как хорошая музыка и настоящая любовь. Сегодня, в преддверии Международного женского дня, мы встретились с главным дирижером и художественным руководителем Губернаторского камерного оркестра Курской области, чтобы поговорить о его любимых женщинах, тех кто вдохновляет и мотивирует Сергея Георгиевича на его жизненном пути.
— Сергей Георгиевич, что такое любовь в жизни дирижера?
— И музыка, и любовь неразрывно связаны с Божественным началом, это восхитительные и многогранные явления. Любовь к маме, бабушке, жене, дочери, она – разная. И здесь без стеснения могу сказать, что я счастливый человек и с ранних лет окружен любовью близких. Моя мама работала в школе учительницей в две смены: рано уходила и поздно возвращалась домой. Большую часть времени я проводил с бабушкой Ариной – удивительная женщина. Поразительно, сколько сказок и песен она знала, ведь каждый день рассказывала мне новые истории, вспоминала песни, которые на тот момент уже никто не пел: это были советские песни, городские романсы.
Я очень любил бабушку, как и она меня. Помню, однажды зимой мне очень захотелось покататься на санках, и я попросил ее составить мне компанию. Ей было около 70 лет на тот момент, а на улице мороз, снег по колено, а мне, конечно, горки подавай. Но она, чтобы не огорчать любимого внука, согласилась. Без всяких сомнений, ей было тяжело, несколько раз мы даже переворачивались с саней, ушибались, но она продолжала улыбаться и смеяться. Только спустя годы понимаешь ценность таких моментов.
— Любовь бабушки и родителей сильно повлияла на ваше воспитание?
— Безусловно! Я рос в любящей семье, где мама поддерживала культ папы-героя. Бывало, он приходил домой и валился с ног от усталости, а я стаскивал с него сапоги, помогал ему переодеваться, потому что моя любовь к нему была безгранична. Меня не просто любили, во мне культивировали любовь, которую я пронес через всю жизнь. Родители часто возвращались с работы уставшими, но они находили время и на меня, и на их совместное занятие – чтение стихов наизусть. Мой папа, простой электрик, читал вечерами «Евгения Онегина», вместе с ним еще в дошкольном возрасте я выучил «Бородино» Михаила Лермонтова.
Родители привили мне любовь к книгам и стихам. Кстати, первый оркестр тоже был создан дома: папа играл на аккордеоне, мама – на гитаре, а я – на балалайке. В теплые вечера мы выходили на улицу и играли самые простые песни, было очень душевно. Тогда у них была только мечта, что, возможно, когда-нибудь их сын станет музыкантом. В 5 лет отец подарил мне радиоприемник, и с того момента я каждую свободную минуту слушал музыку. Позже, когда я стал работать на танцплощадке, то смог купить две музыкальные пластинки группы «Beatles» и «Pink Floyd», которые по тем временам стоили как три месячные зарплаты. Их, конечно, тоже слушал вместе с родителями, им нравилась такая музыка, многие песни они знали наизусть. Музыка связала наши души крепко-накрепко. Я до сих пор чувствую любовь бабушки, мамы, папы. Несколько раз я находился на волоске от смерти, когда одно неверное движение могло стоить жизни. Вспоминая эти моменты, я глубоко уверен, что меня сохранило чудо – родительская любовь, что она – тот самый ангел-хранитель, который защищает и оберегает.
— Свою любовь к музыке вы делите со своей любимой женой?
— Многие люди слышат музыку по-разному, мы достигли в наших отношениях относительного совершенства. Мы многому учились друг у друга, мы понимаем музыку очень близко, а это говорит о родстве наших душ. Виктор Гюго сказал как нельзя точно: «Горе тому, кто любит только тела, формы, видимость! Смерть отнимет у него все. Старайтесь любить души, и вы найдете их вновь». Карина – невероятная женщина, мать, музыкант (Карина Проскурина является первой скрипачкой Губернаторского камерного оркестра Курской области – прим. ред.), концертмейстер. Вы сами поразитесь, сколько разных ипостасей она сочетает в себе. Представляете, она когда-то мечтала стать врачом и сейчас прекрасно разбирается в медицине. Однажды на гастролях в жаркой стране я неосторожно наступил на битое стекло, осколок врезался до кости прямо в пятку. Пока в панике все думали, что делать и куда бежать, Карина аккуратно бритвой надрезала кожу, пинцетом вытащила осколок и обработала рану. Как один человек может столько всего сочетать в себе? Мы вместе больше 20 лет, и я не перестаю этому удивляться.
— А любовь дочери она совсем другая?
— Совершенно верно. Арина – бесценный подарок в моей жизни, посланный свыше. Мы очень сильно любим друг друга. Если посмотреть галерею моего телефона, то практически на всех фотографиях увидите Арину. Мы много путешествовали с ней, она с малых лет окружала всех вокруг своей заботой и любовью. Помню, как совсем маленькая она умудрялась руководить своими братьями, по-своему оберегала их, можно сказать, держала моих ребят в строгости. Сейчас, конечно, она выросла, мы видимся с ней уже не каждый день. Когда она уезжает, мы постоянно созваниваемся, общаемся и не теряем контакт. Мне нравится, что дочь со мной может разговаривать откровенно. Я переживаю, конечно, за нее всегда, и это мои отеческие чувства и любовь, от этого никуда не деться.
— Сергей Георгиевич, выходит вы со всех сторон окружены любовью?
— Да, именно так. Одно из главных качеств женщины – это умение мотивировать мужчину. Моя семья, жена, дочь этими качествами, безусловно, обладают. Благодаря им я до сих пор чувствую в себе энергию для творчества и реализации самых смелых проектов. Свои мысли и добрые чувства я выражаю в музыке, которую посвящаю любимым женщинам.
Александра ГАЙНЦ
Фото из личного архива
семьи Проскуриных